№14

 

№ 14(10147) 3 апреля 2007 года, стр.8 "Школьное расписание"

   Составить школьное расписание, которое было бы удобно для учеников и педагогов - немалая трудность для администрации.

   Известно, что по шкале Сивкова - ранговой шкале трудности учебных предметов, которую наши школы используют с 1980-х годов, наибо­лее трудными являются русский язык и матема­тика (11 баллов для старших классов и 8 баллов для младших классов), А такие предметы, как, например, технология или физкультура, «наби­рают» по этой шкале всего 1-2 балла. Наиболее трудные предметы не ставят в расписании учеб­ногодня первыми и последними. Два-три труд­ных предмета не должны идти друг за другом (на­пример, физика, математика, иностранный язык). Их необходимо чередовать с предметами, пере­ключающими детей с умственной на физическую деятельность, например, с физкультурой.

  Существуют школьные дисциплины, хотя и не относящиеся по ранговой шкале к самым труд­ным, но требующие от учеников эмоционального напряжения, - литература, изобразительное ис­кусство... Такие предметы не стоит ставить в рас­писании в конце дня, так как они по-своему утом­ляют детей.

  При составлении расписания всегда учитыва­ется, какой преимущественно характер - динами­ческий или статичный - носит каждый урок. Но вер можно увеличить двигательную активность учеников в течение самого статичного, «сидяче­го» урока! Простейшие физкультминутки, кото­рые учителя проводят в младших классах и кото­рыми зачастую пренебрегают в старших, - физ­культминутки, состоящие из трех упражнений и длящиеся всего минуту, - способны переключить внимание ученика и ощутимо снизить его утом­ляемость во время трудного урока. Смена видов учебной деятельности, их плотность и длитель-ность также имеют огромное значение на статич­ных уроках. Отдохнуть физически и эмоциональ­но позволяют ученикам и «большие перемены» -в нашей школе обязательно есть одна 20-минут­ная перемена.

   Как для учебного дня, так и для учебной неде­ли или целого года характерна общая тенденция: в их начале работоспособность учеников начина­ет повышаться, в середине находится на высо­ком уровне, а к концу начинает снижаться. Самы­ми сложными днями поэтому будут понедельник и пятница, их нужно по возможности «разгрузить» от сложных предметов. А вот вопрос психологи­ческой и физиологической разгрузки учеников в течение учебного года каждая школа решает по-разному. Мы, например, уже 20 лет практикуем, апробировав предварительно разные модели, ва­риант под названием «каникулярная неделя». В нашей школе нет традиционных каникул в тече­ние учебного года, вместо них через каждые шесть недель учебы наступает неделя отдыха. Итоговые отметки ученикам педагоги выставляют не за чет­верти и не за семестры, а за полугодия. Это поло­жение заложено в уставе школы. Надо отметить, что время каникулярных недель не проходит зря: учителя и дети ходят в походы и на экскурсии, участвуют во внеклассных спортивных меропри­ятиях. Примечательно, что с того периода, как у нас было введено положение о каникулярных не­делях, и в младших классах, и в среднем, и стар­шем звене значительно снизилось количество болеющих учеников.

   Рациональность школьного расписания, конеч­но, не должна ущемлять интересы педагогов. У нас сельская школа, мы бережно относимся к лич-ному времени своих энтузиастов-учителей. По предметам сложным и занимающим преимуще­ственное место в расписании, таким, например, как математика - у нас работают два педагога. Двух, тем более трех «окон» в учебном расписа­нии дня преподавателей никогда не бывает. Если случается у кого-то одно «окно», к услугам учи­телей школьный кабинет психологической раз­грузки, комната отдыха, где можно попить успо­каивающий отвар трав и расслабиться.

   Любовь ПАВЛОВА, директор школы д. Ермолино, Новгородский район, Новгородская область

Дата последнего обновления страницы 09.06.2020
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»