№15

 

№ 15(10148) 10 апреля 2007 года, стр.8 "Воспитанность"

     Мне жаль невоспитанных детей. Сталкиваясь сегодня с проявлениями детской невоспитаннос­ти, грубости, хамства, я каждый раз думаю: «Это вина не детей, а наша, взрослых». Что может стать причиной детской невоспитанности? После пере­стройки девизом российской школы выбрали подъем уровня образования. Приоритетом, к со­жалению, стало одно только качественное обуче­ние. О качественном воспитании забыли. Семья сейчас тоже не может активно влиять на воспита­ние детей, поскольку большинство родителей за­няты элементарным добыванием денег. Неста­бильные заработки, инфляция - причины посто­янных стрессов, роста агрессивности родителей по отношению к собственным детям. Вот одно из моих недавних впечатлений. Иду однажды по ули­це и слышу визгливый женский голос, потом мат... Оказалось, молодая мать таким образом выража­ет недовольство поведением своего двухлетнего ребенка: малыш забрызгал в луже курточку. Сто­ит ли после этого удивляться мату из уст подрос­тков и младших школьников? Я считаю, что аг­рессивное поведение детей - это всегда ответная реакция на агрессию взрослых, если только речь не идет о врожденной физиологической патоло­гии.

   Между тем школа сегодня может реально по­мочь родителям в воспитании детей. Приведу при­мер такого сотрудничества семьи и школы, сло­жившегося в нашем образовательном комплек­се, который состоит из двух отделений: дошколь­ного и школьного. У нас работает школа молодо­го родителя, на занятиях которой школьный пси­холог, социальный педагог, медики беседуют с ро­дителями детей в возрасте до года и старше. Быть хорошими родителями - это искусство, и ему нуж­но учиться. Дети этих родителей - наши будущие ученики, и мы хотим помочь в их воспитании как можно раньше. Ведь уже после трех лет перестра­ивать навыки поведения ребенка поздно.

   Дети более старшего возраста могут заставить родителей задуматься над их собственным агрес­сивным поведением. Мы устроили в своей школе недавно такой психологический эксперимент. За­метили с учителями, что подростки стали позво­лять себе ругаться матом в школе. И (поводом по­служил праздник 23 февраля) провели среди уче­ников средних и старших классов анкетирование на тему «Мой папа - какой он?» Я просила ребят писать искренне, обещала, что не назову классу их фамилий. Среди вопросов анкеты были такие: «Что хорошего в моем папе? Что плохого? Знает ли папа о моих школьных друзьях? Что бы я хо­тел пожелать своему папе?» Я действительно не разглашала анкетных ответов, но специально по­казала некоторые анкеты отцам. Искренние отве­ты детей повлияли на отцов даже больше, чем ожидалось.

   Действительно, даже в семьях, кажущихся бла­гополучными, сейчас происходит острая нехват­ка общения родителей с детьми. Я всегда говорю, что есть две категории детей-сирот. К первой от­носятся сироты настоящие, у которых нет роди­телей. Вторая категория - сироты при родителях, которые слишком заняты своей работой. В таких семьях ребенок неделями не видит отца: утром папа уходит на работу, и ребенок еще спит, вече­ром папа приходит поздно с работы, и ребенок уже спит... Но откупаться от ребенка дорогими по­дарками, полным материальным обеспечением в обмен на «свободу» от общения с ним нельзя! Именно так взращивается невоспитанность детей в кажущейся «приличной», материально обеспе­ченной семье.

   Влиять на воспитание в сельской школе, сель­ской семье - проще ли это? В чем-то проще, в чем-то сложнее. В нашей деревне Ермолино есть та­кая традиция. При рождении каждого ребенка ро­дители сажают дерево в его честь. Когда ребенок подрастает, он сам ухаживает за своим деревом. Дерево на виду у всех, и сам он на виду. Но ведь хорошую традицию можно придумать и в боль­шом городе. Просто о воспитании надо думать...

Любовь ПАВЛОВА, директор школы д. Ермолино,

Новгородский район, Новгородская область

Дата последнего обновления страницы 09.06.2020
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»