№14тр

 

№ 14(101147) 3 апреля 2007 года, стр.5

 Хозяева сельского дома" -

идеи ермолинских педагогов прижились в Германии и Финляндии

Территория земельного участка при школе деревни Ермолино Новгородского района - 8 гектаров. Помидоров, огурцов, сладких перцев нынешней весной на нем сажать не будут - одни цветы и картошку. И не ищите здесь аллегорий вроде сочетания прекрасного с полезным - все проще. Ермо­лино в 12 километрах от Великого Новгорода, и выез­жающие на природу горожане повадились останавливать автомашины у школы; после их отъезда овощные грядки сильно редели. Так что цветы и картошка - оптимальный вариант... Сейчас, в апреле, по участку разъезжают два школьных трактора - старшек­лассники вспоминают навыки вождения, скоро на пахоту...

   Юноши - выпускники Ер­молинской средней школы получают права трактористов категорий С. Ребя­та учатся не только водить трак­тора, подаренные школе с пол­ным набором инструментов быв­шим совхозом «Ермолинский», но и ремонтировать их.

   Методику профильной подго­товки старшеклассников, разра­ботанную здесь, регулярно приез­жают изучать директора школ из двух десятков районов Новгород­ской области, из Псковской, Во­логодской областей. Коллеги уп­росили ермолинцев напечатать методическое пособие «Органи­зация учебного процесса в школе с фермерским уклоном», которое пользуется большим спросом.

   Если продолжить обход четы­рех кирпичных зданий школьно­го комплекса (дошкольное отде­ление, общеобразовательная школа, школа искусств и гараж), рядом с гаражом обнаруживает­ся еще тир. Стреляют будущие трактористы категории С отлич­но, имея по стрельбе юношеские и даже первые взрослые разря­ды - поэтому естественно, что на бравых ермолинских парней заг­лядываются... представители во­енкомата, отправляя их после школы в армию в танковые войс­ка или водителями БТР. Впро­чем, старшеклассница Марина Ткач недавно доказала, что и де­вушки умеют стрелять не только глазками - Марина заняла пер­вое место на областном конкур­се по стрельбе из пневматичес­кой винтовки... Девушки старших классов охотно получили бы про­фильное образование швей, но, к сожалению, у школы нет про­мышленной швейной машины, поэтому нельзя получить лицен­зию. А шьют все равно хорошо, даже театр моды в школе есть. Учебный «профиль» же у старшеклассниц женственный и необычный - «хозяйка сельского дома» - я и не знала, что такой бывает... Будущих хозяек Ермолинских домов учат готовить еду, выращивать овощи и цветы, экономно тратить деньги и ухаживать за домашними животными - поскольку дома в деревне преимущественно частные, уход за кроликами, курами, коровами автоматически переходит в «домашнее задание».

Встреча с мечтой

   Известную поговорку, на мой взгляд, допустимо переделать так: «Скажи мне, кто твои выпускники, и я скажу, какова ты, школа». В Ермолинской учатся дети из девяти деревень, самая дальняя из которых отстоит от Ермо-лино на 25 км. Расписание уроков приспособлено к расписанию рейсового автобуса, поскольку своего автобуса в школе нет. Та­кие же условия учебы были и раньше - так что вполне вероятно, что выпускники Ермолинской школы - в том числе кандидаты математических, технических, ис­торических наук - когда-то ходили «в школьную науку» пешком, как Ломоносов, если их деревня была недалеко.

   Есть среди выпускников люди с необычной для деревенского жителя судьбой. Ирине Шаровой, серебряной медалистке выпуска 2000 года, нравилась в детстве российская история, а более всего эпоха Екатерины II. Ира мечтала рас­сказать об этом интересном ис­торическом периоде всему миру. Сейчас Ирина после окончания исторического факультета Мос­ковского государственного уни­верситета учится в аспирантуре МГУ. Ее мечта сбылась самым неожиданным образом. Успехи в изучении Ириной эпохи Екатери­ны II оценила знаменитый кино­режиссер Светлана Дружинина, для будущих фильмов которой выпускница Ермолинской школы ведет сбор исторического мате­риала.

   ...Сегодня в Ермолинской шко­ле очередное заседание КИДа -клуба интернациональной друж­бы. КИДовцы вместе с преподава­телем немецкого языка Тамарой Штрейс заняты важным делом -отправлением очередной посылки в Германию, в школу Ольги Па­уль. (См. «УГ» 11 от 20 марта 2007 года). А письма друг другу дети пишут по интернету. Дирек­тор Ермолинской школы Любовь Павлова вложила в компьютери­зацию школы деньги, полученные ею по гранту фонда Сороса. Но об этом - другая история

Баллада о конфетке на столе

   Поскольку сюда принимают всех детей округи, 41 ребенок из 141 учащегося школы относится к категории детей с ограниченными возможностя­ми. Любовь Павлова ведет у седьмого коррекцион-ного класса литературу. Чем отличается этот урок от обычного? Любовь Александровна использует методику применения рисования на уроках литера­туры. Она считает, что рисование активизирует мыслительную деятельность. Изучают сегодня сти­хи Николая Некрасова. Даже несложный стиль «народного поэта» нелегко понять ученикам кор-рекционных классов 7 и 8-го вида... К стихам Не­красова о горькой доле крестьянских детей каж­дый ученик нарисовал дома и принес иллюстрацию - принимаются и схематические портреты «носик-ротик-оборотик», хотя некоторые дети рисуют вполне приемлемо. Главное, глядя на рисунок, ре­бенок сосредотачивается и рассказывает о прочи­танном.

- Главная наша цель - чтобы эти дети стали ме­нее озлобленными к окружающему миру, - расска­зывает Любовь Павлова. - Ведь они в основном из неблагополучных семей. И радостно видеть, как эти ученики после школы получают рабочие специаль­ности, работают, даже создают семьи.

   Грант фонда Сороса Любовь Александровна по­лучила за работу «Индивидуализация обучения учащихся через систему коррекционно-развиваю-щих занятий». Кажется, все этой деревенской шко­ле удается «на пять»! Но оказывается...

- По результатам ЕГЭ мы в районе в числе после­дних, - огорошивает Любовь Павлова. - И я этому... рада!

   И Любовь Александровна рассказывает мне свои впечатления тридцатилетней давности, когда она приехала после окончания Новгородского педа­гогического института по распределению в только что созданную Ермолинскую школу:

- Дети тогда были не столь начитанными и раз­витыми, как нынешние ученики. Большинство не знали,., где находится Новгород, до которого от нас 12 километров. Но к моему приходу на учи­тельском столе поутру «от души» кем-то была по­ложена конфетка. Или стоял букет полевых цве­тов. Сейчас обучение базируется на письменных тестах. Родители работают день и ночь, добывая деньги для семьи. В результате дети стали мень­ше говорить с родителями и педагогом. Рассуж­дать. Трудиться душой. Мы проводили в Ермоли-но среди родителей детей до трех лет опрос, чита­ют ли они на ночь ребенку сказку. Еще 10 лет назад родителей-«сказочников» было 50 процен­тов, сейчас их 5. Мы становимся нечитающей, не­думающей нацией, школа ориентирована не на душевное и интеллектуальное развитие детей, а на «натаскивание» их для тестирований. И это тревожит меня. К нам в школу в 2004 году приез­жала делегация финнов во главе с заместителем министра образования Финляндии. На «круглом столе» «Сельская школа вчера-сегодня-завтра» мы обсудили и мою экстравагантную идею - я ска­зала, что если б я была президентом или мини­стром образования, я бы отменила все виды экза­менов и контроля в школе! Если дети станут пи­сать больше творческих работ, эссе - они станут более грамотными, чем если вызубрят правила! И знаете, финны со мной согласились.

Светлана ПОТАПОВА

Ермолино - Великий Новгород

Дата последнего обновления страницы 09.06.2020
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»