№10

 

№ 10(10143) 13 марта 2007 года, стр.8 "Экономия в школе"

     «Лучше меньше, да лучше» - по такому прин­ципу в нашей школе организована экономия воды и энергии. Если не получается произвести соот­ветствующие перемены во всей школе одновре­менно - нужно делать это хотя бы постепенно. Но делать обязательно! Так, известно, что экономить электроэнергию позволяет замена обычных све­тильников на люминесцентные лампы - однако рядовая сельская школа не может себе позволить произвести такую замену во всех классах сразу. Поэтому с помощью спонсоров, благотворитель­ных взносов родителей мы заменяем светильники постепенно, в одном-двух классах каждый год. А вот поставить водомеры в школьных помещениях нам помогли районный комитет образования и рай­онная администрация, поскольку такая помощь предусмотрена областной программой развития образования. За счет водомеров наша школа уже 10 лет получает значительную экономию воды.

   Очень важно, чтобы в стремлении сократить расходы на коммуналку директора школы поддер­живали школьные работники, учителя и ученики. Например, за тем, чтобы не горел свет в пустых классных комнатах, в нашей школе следят не толь­ко учащиеся дежурного класса, которым это вме­нено в обязанность, - лампочку выключит любой проходящий мимо, будь это педагог или младше­классник. Кухонные работники экономят энергию, выключая плиты по возможности рано. К сожале­нию, как и большинство старых школ, наша имела кухонные плиты, у которых одновременно вклю­чались все четыре конфорки и духовка. В новых плитах все это можно включать и выключать раз­дельно. Мы нашли выход: попросили помощи у одного из родителей, не финансового магната, а замечательного мастера-умельца. Умелец помуд­рил-помудрил и сделал так, чтобы и в нашей ста­рой плите конфорки и духовка включались раз­дельно.

Экономить тепло, вне всякого сомнения, помог бы теплосчетчик. И мы нашли бы на него сред­ства, будь он нужен в единственном числе. Но наша школа, как и многие укрупненные сельские шко­лы, представляет собой сейчас комплекс из не­скольких помещений. В этом учебном комплексе занимаются дети разных возрастов из десяти близ­лежащих деревень. Таким образом, под крышей школы объединены четыре здания: в первом стар­шие классы, во втором начальные и школа ис­кусств, в третьем дошкольные группы, в четвер­том отапливаемый гараж и мастерские для заня­тий старшеклассников, обучающихся профессии тракториста. Несложный подсчет неутешителен: такому укрупненному учебному комплексу требу­ется не один, а четыре теплосчетчика. Тут даже наш обычный принцип «лучше меньше, да лучше» не сработает, поскольку даже постепенно мы не сможем такое количество счетчиков приобрести. Мое предложение: чтобы не возникало подобных проблем, нужно, чтобы хотя бы для новых, только вводимых в строй школ изначально в проектно-сметной документации были заложены средства на установку счетчиков воды и тепла.

   Экономии помогает и элементарная профилак­тика. Задолго перед началом каждого учебного года мы проверяем в своей школе состояние во­допроводных труб, электрических сетей, окон, две­рей. Никакой водомер не даст экономии, если не­исправен водопровод. Тепло будет уходить из классного помещения даже при хорошем отопле­нии, если на дверях класса не отрегулированы пру­жины. И подобных примеров можно привести мно­го.

   Мы понимаем: в погоне за экономией не следу­ет забывать и про соблюдение санитарно-гигие­нических норм. Этим нормам, например, соответ­ствуют не все типы люминесцентных ламп. Необ­ходимо регулярное проветривание воздуха в клас­се. Чтобы при проветривании из классных поме­щений уходило минимальное количество тепла, в нашей школе составлен также график проветри­ваний. Каждой осенью плотно заклеиваются окон­ные рамы за исключением форточек.

Любовь ПАВЛОВА,

директор школы дер. Ермолино,

Новгородский район,

Новгородская область

Дата последнего обновления страницы 09.06.2020
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»