№7

 

№ 7(10140) 20 февраля 2007 года, стр.8 "Красивая жизнь"

 

   Прагматичность современного мира, стремление жить «красиво» и зарабатывать любой ценой как можно больше денег охва­тывает, к сожалению, все большее число не только взрослых, но и детей. Нынешние под­ростки мечтают не об открытиях и интерес­ной работе, а об образе жизни, пропаганди­руемом глянцевыми журналами и Голливу­дом. Таким образом размываются нравствен­ные ориентиры. Родителям старшеклассни­ков часто не хватает времени контролировать их стремления, так как они вынуждены в реа­лиях нашей жизни ежедневно зарабатывать на хлеб насущный. Кроме того, для взрослых ребят они, как правило, теряют свой автори­тет. Школа остается единственным местом, где взрослеющего человека можно нравствен­но правильно сориентировать... Что же в со­временной школе может удержать старшек­лассника от внешне красивого, но по сути аморального образа жизни? Совместное стремление к чему-то другому, светлому. Но прежде надо завладеть душой ребенка.

   Первоочередная задача педагога, на мой взгляд, в том, чтобы подросток поверил в свои силы и возможности. Делать это можно аб­солютно на всех уроках независимо от пред­мета. Даже на математике. Дайте взрослому подростку такое задание, с которым он спра­вится, - традиционное или творческое, вне­классное. Похвалите не раз и не два за то, что он выполняет задания! В книге моего дру­га Евгения Ямбурга (доктора педагогических наук, члена-корреспондента Российской ака­демии образования, директора центра обра­зования 109 города Москвы) «Управление развитием адаптивной школы», которую я часто перечитываю, есть такая строчка: «не­обходимо как можно чаще не ругать, а хва­лить ребенка, и хвалить его нужно не менее десяти раз в день» - независимо от того, ка­кого он возраста! Если подросток совершает неадекватные поступки - значит он одинок. Это альфа и омега психологии. Привлечь к нему положительные эмоции одноклассни­ков, создать комфортные условия внутри школьного коллектива - вторая задача педа­гога. Когда это удается, человек преобража­ется. А коль скоро он преобразился, значит, вам удалось взять его душу в свои добрые, теплые руки. Теперь вкладывайте в нее кра­сивые человеческие черты, формируйте луч­шие качества. 

   Понимаю, бороться за душу молодого че­ловека школе ой как трудно! Ему нужны об­разцы, которым он хотел бы подражать. Чаще всего подросток «общается» с телевизором... Герои модных западных фильмов употребля­ют ненормативную лексику, строят свои вза­имоотношения на изломе, надрыве и легко расправляются с человеческой жизнью. Кого же противопоставить этаким суперменам? Толстовского князя Андрея и Наташу Росто­ву? Прежде на уроки литературы в старших классах отводилось шесть часов в неделю, теперь - три. «Войну и мир» раньше читали полностью, теперь оставили «для изучения» несколько семейных и батальных сцен. Из «Преступления и наказания» Достоевского обзором «проходят» две главы. В 1980-х стар­шеклассницы подходили ко мне после уро­ков, стесняясь, с вопросом: «А так уж не пра­ва ли была Наташа Ростова, что увлеклась Анатолем Курагиным? Ведь она полюбила...» Теперь не подходят. Они не рассуждают, пра­ва ли была Наташа Ростова, ведь они так и не узнали ее...

   Если случится хотя бы один урок в жизни подростка, на котором прозвучат тихая му­зыка или проникновенные стихи, вдруг что-то коснется бережно души, и появится неча­янная слеза не о себе... Быть может, будущее такого человека сложится по-другому...

  Любовь ПАВЛОВА,

директор школы дер. Ермолино,

Новгородский район,

Новгородская область

Дата последнего обновления страницы 09.06.2020
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»