Февральский вечер встречи выпускников заставил «сделать паузу» в напряженном ритме работ, задуматься о прошедшем, настоящем, будущем нашей сельской школы... Довольна ли я своей работой, ее результатами? Да, я испытываю чувство удовлетворения, когда смотрю на наших выпускников, окончивших школу 10,20,30 лет назад. Все они успешны в жизни, имеют интересную работу. Есть среди них кандидаты наук: математических, технических, исторических. Неплохо для деревенской школы, отстоящей от областного центра на 12 километров, в которой учится на данный момент всего 141 ребенок, в которую принимают всех детей округи без всякого конкурса.
Я довольна тем, что идеи, рожденные в нашей маленькой школе, получили широкое распространение. В 1990-х годах мы разработали методику профильной подготовки старшеклассников как специалистов сельского хозяйства. В Новгородском региональном центре развития образования вышло мое методическое пособие «Организация учебного процесса в школе с фермерским уклоном». На научно-практические семинары по этой теме, организованные областным Комитетом образования, к нам неоднократно приезжали директора школ из двух десятков районов Новгородской области, коллеги из Псковской, Вологодской областей.
У меня хорошие деловые отношения с районным Комитетом образования, благодаря которому все директора школ района и заведующие детсадами, никуда не выезжая, получили возможность заочно учиться на курсах Московской академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. Все мы, таким образом, имеем сейчас дипломы менеджеров системы образования. Приятной традицией стали организуемые районным комитетом выезды делегаций директоров школ за пределы области - то в Москву съездим, посетим интересные школы, наберемся опыта у коллег, а заодно «прогуляемся» по театрам и музеям, то отправимся с той же целью в Санкт-Петербург, Псков с непременным заездом в Михайловское...
Мы чувствуем заботу главы района о сельских школах, благодаря которой все финалисты прошлого районного конкурса «Учитель года» получили по 300 тысяч рублей на ремонт своего кабинета. Финалистом стал и наш преподаватель информатики, так что компьютерный класс в школе теперь отличный!
Кто же сегодня я, директор сельской школы, - администратор-менеджер, учитель-предметник, воспитатель? Наверное, и то, и другое, и третье в равной степени. Считаю, что директор школы может сохранить в себе учителя только в постоянном общении с детьми. На уроках русского языка и литературы, которые я веду в своей школе, мне было бы легче общаться с одаренными детьми. А я в последние годы работаю с детьми с ограниченными возможностями. Коррек-ционников VII и VIII видов у нас 41. Поверьте, это настоящая радость - видеть, как такие дети становятся после выхода из школы социально адаптированными гражданами, находят себе работу, заводят семьи. В 2000 году я написала конкурсную работу на грант Фонда Сороса по теме «Индивидуализация обучения учащихся через систему коррекци-онно-развивающих занятий». Полученные по гранту 4 тысячи долларов вложила в свою школу, тогда купили и первый компьютер, и первый принтер... Есть, конечно, и проблемы, но над ними нужно просто работать. И в маленькой сельской школе можно творить, дерзать, быть успешным...
Любовь ПАВЛОВА,
директор шкплы