Воспитательная работа в школе

 

Воспитательная работа в школе

 

Здоровье и профилактика вредных привычек

ЗДОРОВЬЕ ср.

1.      Состояние организма, при котором правильно функционируют все его органы.

2.      Самочувствие.

3.      перен. Духовное, социальное благополучие.

ПРОФИЛАКТИКА ж.

1.      Совокупность мероприятий, предупреждающих заболевания и направленных на создание здоровых условий труда и быта населения.

2.      Совокупность мероприятий, предохраняющих от порчи, износа и т.п. (в технике). 

   Качество здоровья подрастающего поколения - важный показатель качества жизни общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и формирующий прогноз на ее развитие в будущем. Сегодня безопасность страны, политическая стабильность и экономическое благополучие находятся в тесной причинно-следственной связи с суммарным потенциалом здоровья детей, подростков, молодежи. По мнению большинства исследователей данной проблемы именно в этом отношении ситуация в современной России вызывает наибольшие тревоги и опасения.
   Так, например, за последние 5 лет первичная заболеваемость детей увеличилась в среднем по стране на 12%, подростков - на 35%. Частота онкологических заболеваний возросла на 14%, болезней эндокринной системы - на 29,8%, болезней крови - на 36,2%, астмы - на 43%, болезней органов пищеварения - на 22,6%. Сегодняшние дети имеют худшие показатели, чем их сверстники 10-15 лет назад в росте, окружности грудной клетки, динамометрии. Сравнительный анализ параметров физического развития старшеклассников, обучавшихся в 1996-1999 гг. и 1985-1987 гг., свидетельствует о снижении среднепопуляционного показателя массы тела, возрастании на 10-13% числа лиц, имеющих астеническое телосложение, уменьшение роста на 0,5-1,5 см, окружности грудной клетки - на 4,5-8,5 см. Установлен регресс силовых возможностей по динамометрии правой кисти на 2,7-4,9 кг. Это говорит о заметной физической деградации юного поколения за последние несколько лет.
   В России сейчас лишь менее 10% выпускников школ могут считаться здоровыми. Очень быстрыми темпами ухудшается здоровье у школьниц. За последние 10 лет число здоровых девушек-выпускниц уменьшилось с 28,3% до 6,3%. Соответственно, с 40% до 75% увеличилось количество девушек, имеющих хронические заболевания. По данным Минздрава РФ, из 6 млн. подростков 15-17 лет, прошедших профилактические осмотры, у 94,5% были зарегистрированы различные заболевания.

   В последние годы в мире одной из ведущих медико-социальных проблем стала проблема распространения среди детей и подростков употребления наркотиков и все более раннего приобщения к ним. По данным Минздрава РФ, в последние годы отмечается неуклонный рост числа детей, как младшего, так и старшего подросткового возраста, употребляющих наркотики. Крайне тревожным является то, что среди детей до 14 лет за пятилетний период частота впервые выявленной наркомании возросла в 20 раз, токсикоманий в 15. Таким образом, в нашей стране за последние годы сформировалась устойчивая тенденция к росту распространения среди подростков вредных привычек, сопряженных с риском для здоровья.
   Свою долю ответственности за сложившуюся ситуацию несет и система образования. Период взросления, приходящийся на пребывание ребенка в дошкольных учреждениях и школе, оказался одним из периодов, в течение которого происходит ухудшение состояния здоровья детей и подростков, при том, что именно эти годы проходят под постоянным, почти каждодневным, контролем со стороны специалистов - педагогов. За период обучения в школе показатели здоровья ухудшаются. Так, если среди поступающих в первый класс, по данным Министерства образования, практически здоровых детей около 12%, то к выпускному классу их численность сокращается наполовину. Можно выделить две группы причин, обуславливающих, со стороны системы образования, эту тенденцию. Во-первых, организация и условия проведения учебного процесса в целом оказывают неблагоприятное воздействие, как на физическое, так и на психическое здоровье учащихся. Во-вторых, школа в явно недостаточной степени решает свою образовательную задачу в этой сфере: знания, умения и навыки подростков по вопросам здоровья, их мотивация на ведение здорового образа жизни находятся на низком уровне, что является одной из предпосылок неблагополучия.

   Проблемы здоровья населения России, в частности, здоровья подрастающего поколения, являются причиной для беспокойства, как государственных организаций, так и общества, самих граждан. Стратегические направления государственной политики в области сохранения здоровья подрастающего поколения регламентируются федеральным и региональными законами «Об образовании», Семейным кодексом Российской Федерации, «Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», другими нормативными правовыми актами, определяющими роль родителей, школы, самих подростков в сохранении и укреплении их здоровья. Например, распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2000 года, 1202-р была одобрена Концепция охраны здоровья населения Российской Федерации на период до 2005 года, разработанная Минздравом России и Российской академией медицинских наук с участием федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендуется при планировании и осуществлении мероприятий по вопросам сохранения здоровья населения руководствоваться положениями «Концепции охраны здоровья населения Российской Федерации».
   В свете этого была разработана Федеральная междисциплинарная программа «Здоровье» для средних общеобразовательных учреждений (Касаткин В.Н., д. м. н.). Программа «Здоровье» одобрена Министерством образования РФ, Министерством здравоохранения РФ, Российской академией образования, Российской академией медицинских наук.
   Перспективной формой реализации задач охраны и укрепления здоровья школьников на нынешнем социально-экономическом этапе должна стать Федеральная целевая комплексная программа «Образование и здоровье», реализуемая в рамках нового этапа реформы образования в России. Механизмом реализации программы являются региональные целевые программы «Образование и здоровье», разрабатываемые совместно органами народного образования, здравоохранения и социальной защиты с учетом специфики региона, его потребностей, интеллектуального, финансового, информационного и кадрового потенциала.

Дата последнего обновления страницы 09.06.2020
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»